АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократномили хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законныхпредставителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинахвозникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственнымипроблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел(далее – ОВД)о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация,поступившая от ребенка;

информация,поступившая от членов семьинесовершеннолетнего;

информация,поступившая от работников учреждений образования;

информация,поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информированиепедагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информацииот третьих лицпедагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образованияпосле того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомаи ОВДдля принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего днянаправляет письменную информациюв указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) снесовершеннолетним, ставшимжертвой насилия, в целяхустанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВДпри получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информируетпоследнего. В такомслучае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает емупсихологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

 

05-01 Береснева 200 14 11        05-01 Головнева 222 45 13               05-01 Матюшонок 222 61 57             

консультант                               заместитель начальника                заместитель начальника ГУВРиМП -

УСВИР                                        УСВИР                                               начальник УСВИР                                   

 


[1]Статья 9 Закона РеспубликиБеларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2]Приложение 1к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3]Приложение 1к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

 

[4]Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5]Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

 
 

Обучающимся

violence-24-04-11 В рамках комплекса мер по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних... 145
violence-24-04-10 20 марта психолог из ЦДП «Гормония», Курлович Наталия Алексеевна, провела беседу для учащихся старших классов на... 124
porno-24-03-20 Курлович Наталия Алексеевна, психолог из ЦДП «Гармония», провела беседу на тему защиты половой неприкосновенности... 123
porno-24-03-14   14 марта состоялась беседа с инспекторам по делам несовершеннолетних Аксенчикова Е.В. для учащихся старших классов... 287
porno Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера попадает под действие статьи 343... 160
nasilie-web Можно ли размещать свою фотографию в Интернет?    Негативный контент  Действительно личные фото      217
nasiliekuda-obratitsya ЕСЛИ ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ – ЗВОНИТЕ НА ДЕТСКУЮ ТЕЛЕФОННУЮ ЛИНИЮ 8-801-100-1611 (КРУГЛОСУТОЧНО)  ПО ВСЕМ СЛУЧАЯМ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ... 237
violence-phys ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - ЭТО ВИД ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ, КОГДА ОН УМЫШЛЕННО СТАВИТСЯ В ФИЗИЧЕСКИ И ПСИХИЧЕСКИ... 248
violence-emotional ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения,... 197

Родителям

sex-violence-stop Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, профилактика насилия над детьми — это широкий круг мер, которые включают в себя...
14.09.2023
Просмотров209
aktsiya-dom-bez-nasiliya Домашнее насилие — умышленные противоправные  либо грубые аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов,...
25.03.2023
Просмотров192
nasilie-algoritm Механизм возникновения домашнего насилия. Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления: Сначала идет психологическая атака. Постоянной...
28.01.2023
Просмотров456
bezopasnostvashego-rebenka  
09.12.2022
Просмотров180
deti-ne-dlya-nasiliya  Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только...
28.10.2021
Просмотров475
nasilie-v-seme-kuda-obrashchatsya В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со...
28.10.2021
Просмотров331
nasilie-reazons Что понимается под насилием в семье? В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах...
28.10.2021
Просмотров346
safe-detstvo Повышенная виктимность несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, приводит к тому, что они часто становятся жертвами преступлений. Статистика...
20.01.2020
Просмотров337
nasiliye-family    
26.04.2019
Просмотров253

Учителям

informirovaniye-algoritm Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов...
Просмотров752
nedopustimost-nasiliya Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов...
Просмотров217

Поиск по сайту

Посетители

Сейчас 367 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Сегодня: 142
Вчера: 111
На этой неделе: 142
На прошлой неделе: 1121
В этом месяце: 1363

Вход

Free live stats and visitor counter for Joomla, Wordpress, Drupal, Magento and Prestashop