Положение о школьной службе медиации

Государственное учреждение

образования «Средняя

школа №7 г.Речицы»

УТВЕРЖДЕНО

 

Советом школы

Протокол № 3

от 30 декабря 2019 года

 

Общешкольным родительским собранием

от 30 декабря 2019 года

 

Общешкольным собранием учащихся

от 24 декабря 2019 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

31.12.2019 № 4

 

о Школьной службе медиации

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы примирения являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».

1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы примирения, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 7 г.Речицы» (далее – Школа).

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).

Школьная служба примирения (далее — Служба) — коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации. При необходимости Служба может воспользоваться услугами профессионального медиатора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее – Центр), учредителем которого является общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов»

 

2. Цели, задачи и принципы деятельности Службы

  1. Цели Службы:
  2.  формирование психологической культуры между участниками образовательных отношений в школе;
  3. гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в Школе;
  4. формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в Школе и за пределами Школы;
  5. профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулирования конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).
  6. Задачи Службы:
  7. оказание помощи участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
  8. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
  9. обучение участников образовательных безопасным формам поведения при урегулирования конфликтов и разрешении споров и осознание личной и гражданской ответственности;
  10. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.

2.3. Принципы деятельности Службы:

  • принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы;
  • принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой (школьным примирителем) и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
  • принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.

 

3. Порядок формирования Службы

  1. Служба состоит из куратора, учащихся Школы, как правило 8-9 классов (участники Службы, «школьные Примирители»), учителей, обученных из числа преподавателей Школы или привлеченных медиаторов. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное медиативное обучение медиативным навыкам разрешения конфликтов (споров) в Учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право» (далее Центр).
  2. Куратором Службы может быть педагогический работник Школы, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
  3. Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную медиативную подготовку и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь.
  4. Школьным медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование) прошедшее специальное обучение медиации (по специальной программе подготовленной Центром) и изъявившее желание работать в Школьной службе примирения.
  5. Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте Школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, как правило, 8-10 классов Школы и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация (восстановительные технологии в образовательной среде)».

Куратор Службы проводит по указанному направлению обучение в объеме не менее 30 академических часов, по графику согласно учебному плану.

3.6 Не позднее 31 декабря директор Школы издает приказ о формировании Службы. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание Школы, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Школы утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение, согласно абзаца 2 п.3.3 настоящего Положения

  3.7 Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных коммуникативных средствах для ознакомления.

 

4. Порядок работы Службы

4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный на первом этаже в холле «Ящик Школьной службы примирения», и другие способы.

  1. С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и куратором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
  2. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о применении программы урегулирования конфликта (спора) по конкретному случаю (конкретной ситуации), то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д.)
  3. После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в программе разрешения конфликта (спора) Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
  4. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
  5. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
  6. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
  7. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):

восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;

осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;

приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).

  1. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
  2. Служба по просьбе администрации Школы может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.

 

5. Организация работы Службы

5.1. Служба обеспечивается в Школе помещениями и иными возможностями, и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (бумагой, средствами аудио-, видеозаписи, множительной и иной оргтехникой).

  1. Протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном месте (в шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога. Ключи от кабинета должны быть только у одного участника Службы, уполномоченного куратором Службы на следующий день после издания приказа директора Школы о формировании Службы (далее – уполномоченный участник Службы).
  2. Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии, ведение журналов входящей и исходящей документации, ведение журнала устных обращений.
  3. Расходы на приобретение товаров на организационное и документационное обеспечение деятельности Службы возмещаются из средств Попечительского совета Школы в размере, определяемом Попечительским советом Школы самостоятельно на каждый год.
  4. Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются по Акту приема-передачи, который также хранится в этом шкафу.

 

6. Отчет Службы примирения

  1. Куратор Службы не позднее 20 мая каждого учебного года составляет и предоставляет Директору и Педсовету Школы Отчет Службы об общих результатах работы Службы за год. Указанный Отчет размещается на сайте Школы.
  2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:

поступивших в Службу обращений (информации),

рассмотренных Службой обращений (информации),

принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров), 

На усмотрение куратора Службы в Отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.

 

7. Внесение изменений в настоящее Положение

7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.

7.2. Куратор Службы в течение пяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.

7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.

7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору Школы.

  1. Решение директора Школы по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в Педсовет Школы, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.
  2. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.

 

Заместитель директора по воспитательной работе          Т.В.Каленистова

 

Школьная служба медиации

shkolnaya-sluzhba-mediatsii

Школьная служба медиации

Школьная служба медиации действует на основании Положения о Школьной службе примирения в государственном учреждении ...
20.02.2020
215
plan-raboty-sluzhby-shkolnoj-mediatsii

План работы службы школьной медиации на 2020/2021 учебный год

Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтов через внедрение модели...
01.09.2020
110
pedagogi-i-sluzhba-primireniya

Педагоги и служба примирения

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯМОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ? Появляется возможность конструктивно управлять школьными...
20.02.2020
192
polozhenie-o-shkolnoj-sluzhbe-mediatsii

Положение о школьной службе медиации

Государственное учреждение образования «Средняя школа №7...
20.02.2020
203
roditeli-i-sluzhba-primireniya

Родители и служба примирения

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ? Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми,...
20.02.2020
171
shkolniki-i-sluzhba-primireniya

Школьники и служба примирения

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ?    Научиться конструктивно общаться со сверстниками и...
20.02.2020
177
usloviya-rassmotreniya-konfliktnykh-situatsij

Условия рассмотрения конфликтных ситуаций

Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой: 1.     Стороны...
20.02.2020
172
forma-zayavleniya

Форма заявления

Скачать по ссылке вверху  
20.02.2020
209

Мероприятия, проведенные школьной службой медиации

mediatsiya-07-10-2020

Встреча членов школьной службы медиации

4 октября состоялась встреча членов службы медиации. Ребята активно участвовали в акции «В нашей школе работает школьная служба медиации». В рамках встречи юные медиаторы рассказали школьникам о целях и задачах службы, ознакомили учащихся с особенностями ШСМ, а также проиллюстрировали разработанные брошюры. Была определена главная цель службы-превратить школу в безопасное, комфортное пространство...
07.10.2020
70
master-klass-seansa-mediatsii

«Мастер-класс сеанса медиации»

4 марта 2020 г. куратор школьной службы медиации ГУО «Средняя школа № 7 г.Речицы» Шикло Ксения Петровна провела мастер-класс сеанса медиации  между педагогам и учащимися школы. В ходе проведения мастер-класса был разъяснен и показан на практике каждый из этапов медиации. А именно: вступительный этап, этап представления сторон, этап «вентиляции сторон»,...
09.03.2020
265
mediation-20-02-28

Школьная служба медиации

Конфликты в образовании в настоящее время становятся все острее, масштабнее и все чаще заканчиваются деструктивно. На сегодняшний день эффективной технологией урегулирования социальных противоречий становится медиация. На базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г.Речицы» создана школьная служба медиации. В рамках выполнения плана работы ЩСМ школьники (юные медиаторы) успели познакомиться с основами...
28.02.2020
361

Вход

Free live stats and visitor counter for Joomla, Wordpress, Drupal, Magento and Prestashop

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сегодня заходили

Today: 71
Yesterday: 85
This Week: 555

Поиск по сайту